Вычисление уровня рентабельности

БизнесПри ведении какой-либо хозяйственной деятельности необходимо регулярно анализировать ее итоги, чтобы понимать эффективность того или иного направления работы. Это нужно для определения, каким образом увеличить прибыль и рационализировать прилагаемые усилия для успешного ведения бизнеса. Главным показателем работы фирмы, предприятия или частного предпринимателя является рентабельность. Попробуем разобраться, какие данные необходимы для правильного расчета этого показателя, и какая формула тут может быть применена.

Рентабельностью называется показатель, характеризующий экономическую эффективность работы предприятия. Этот показатель дает возможность определить, в какой степени используются ресурсы (сюда относятся как материальные, так и производственные) для эффективной деятельности. Итоги работы коммерческих частей фирмы оценивается количественными характеристиками, а некоммерческие структуры характеризуются в первую очередь качеством выполненных работ. Рентабельностью можно назвать некий коэффициент полезного действия, который получается при работе предприятия, то есть отношение вложенных средств к сумме полученной прибыли.

Виды рентабельности

В зависимости от направления бизнеса, показатели, по которым можно судить о его эффективности, нередко существенно разнятся. Во время расчета не стоит забывать, что применяемые коэффициенты способны отличаться, что в итоге повлияет на составляющие части формулы. Обычно различают такие виды рентабельности:

  1. Рентабельность активов, в которую включаются как оборотные, так и внеоборотные средства. Тут рассматривается вся совокупность финансовых средств и нематериальных активов, которые были привлечены в хозяйственной деятельности предприятия. Если говорить в общем, то данная характеристика является показателем работы всех активов предприятия в течение какого-то периода времени. Узнать, какова рентабельность, возможно после уплаты всех налогов, выплаты кредитов (если они имели место), закрытия всех долгов, в том числе и по зарплате, – после этого можно говорить о том, создают ли активы фирме прибыль.
  2. Товары и услуги, производимые предприятием, тоже имеют свою эффективность. Тут все просто – если выручка от реализации произведенного превышает суммарные затраты на данное производство, то товар был полезен для организации, и все усилия и средства, потраченные на его изготовление, были приложены и потрачены не зря.
  3. Производственная рентабельность может однозначно указывать на то, насколько целесообразен данный вид бизнеса. При положительной разнице затрат, вложенных в производство по отношению к итоговой прибыли, можно говорить, что «все было не зря» и искать пути дальнейшего развития – расширять географию сбыта, всеми возможными способами снижать себестоимость товара, при этом не забывая повышать его качество.

Формула и параметры для расчета

Для реального и относительно точного расчета уровня рентабельности производства можно использовать несколько различных подходов, которые в достаточной мере помогут определить вероятную пользу от ведения бизнеса.

  • эффективность производственных фондов (ROFA) дает возможность произвести оценку работы основных фондов фирмы. Формула для вычисления выглядит таким образом: ROFA= прибыль/цена основных фондов × 100 (%);
  • эффективность активов (ROA) – формула для расчета этого вида рентабельности выводится по такому же соотношению, с той лишь разницей, что вместо цены основных фондов подставляется общая сумма стоимости активов фирмы с учетом и привлеченных извне;
  • показатель использования капитала (ROE) помогает учредителям понять, какова эффективность работы собственных средств. Формула здесь такая же, но в знаменателе вместо других переменных показателей проставляется общая сумма задействованных на предприятии средств.

Следует обратить внимание, что действенное ведение хоздеятельности рассчитывается с учетом разовых растрат и текущих долговременных. А показатели рентабельности обычно разделяются на эффективность готовой продукции и усилий на ее производство.

Читайте также: Как составить коммерческое предложение

Рентабельность производимой продукции (ROM) определяется показателем того, как были отработаны затраченные на производство средства. Обычно это показатель разницы между полученной прибылью и расходами на производство (себестоимостью продукции). Такую цифру можно высчитать и для отдельной единицы товара, и для партии таких продуктов, и для всего произведенного на фирме за определенный цикл или временной промежуток.

Формула для расчета производственной рентабельности выглядит таким образом: Рп = (П / Сп) × 100, где

  • Рп – эффективность реализованной продукции;
  • П – средства (прибыль), вырученные от продажи товара;
  • Сп – его себестоимость.

Подобным образом можно высчитать эффективность использования активов фирмы. Формула будет примерно такой: Рп = (Пб / (Фо.ф. + Фоб.ср)) × 100%, где

  • Рп – все та же рентабельность;
  • Пб – прибыль (балансовая, в тысячах рублей);
  • Фо.ф. – основные фонды (тыс. руб.);
  • Фоб.ср – сумма оборотных средств (тыс. руб.).

Другие виды рентабельности

Существует еще несколько показателей, которые помогают определить, насколько рационально и правильно ведется хозяйственная деятельность на предприятии:

  1. Уровень продаж (ROS), который характеризуется соотношением прибылей, вырученных от продажи товара (всего в общем или какого-то его определенного вида) ко всей прибыли компании за некоторый период.
  2. Уровень работы персонала (ROL), указывающий на оптимальное количество сотрудников предприятия, необходимых или достаточных для выполнения задач и получения организацией прибыли.
  3. Уровень работы подрядчиков, которые зачастую стараются вытащить из фирмы как можно большее количество средств за выполнение подрядных работ, искусственно замедляя их исполнение (формула для расчета: Рп.усл. = (Знепр. – Зпр.) / Зпр., где в числителе разница между непредоставленными и предоставленными услугами).

Рубрика: Статьи по бизнесу

Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *