Что такое себестоимость продукции и как ее считать

МагазинСебестоимость продукции – это очень важный показатель, без которого невозможно нормально вести бизнес. Если объяснить данный термин простыми словами – то это затраты предприятия на производство той или иной продукции и на ее последующую реализацию.

Дать однозначное определение, определив, что такое себестоимость продукции, достаточно сложно, поскольку у этого показателя есть несколько типов и видов. Вместе с тем именно от него зависит конечная стоимость продукта, ведь ни один производитель не будет работать себе в убыток, продавая товар дешевле, чем было затрачено на его производство.

Как уже говорилось выше, себестоимость бывает нескольких видов и типов. В частности, ее основными видами являются:

  • полная – она учитывает затраты производителя на организацию производства, выпуск товара, а также расходы, связанные с реализацией выпущенной продукции;
  • цеховая – суммируются затраты, которые были понесены понесенные всеми производственными структурами;
  • производственная – это цеховая плюс общие и целевые расходы.

Это далеко не полная классификация, поскольку себестоимость можно еще разделить на плановую и фактическую, индивидуальную и среднеотраслевую, и так далее.

Составляющие, из которых складывается себестоимость продукции

Себестоимость продукции складывается из нескольких составляющих:

  • материальные затраты – это финансовые расходы на исходное сырье и материалы, комплектующие, энергоносители, а также общепроизводственные затраты;
  • зарплата – здесь учитывается заработная плата всего персонала;
  • отчисления в соцфонды;
  • расходы на амортизацию основных средств предприятия;
  • иные расходы – это затраты на реализацию, рекламу и так далее.

Методы, применяемые для того, чтобы рассчитать себестоимость

Из сказанного выше уже можно получить представление, что такое себестоимость, поэтому теперь давайте рассмотрим методы ее расчета: они бывают разными, в зависимости от типа выпускаемой продукции. Одним из них является попроцессный – его применяют на предприятиях, имеющих непрерывный цикл производства и ограниченное количество выпускаемой продукции, например, в сфере транспорта, или энергетики. Попроцессный метод позволяет подсчитать себестоимость не только уже выпущенной и реализованной продукции, но и складских запасов, а также образующихся непосредственно в процессе производства полуфабрикатов.

Попередельный метод получил свое название от отдельной стадии производства продукции – передела. В подавляющем большинстве случаев он применяется на предприятиях нефтеперерабатывающей, пищевой и металлургической промышленности. Материальные затраты здесь, как правило, учитываются в отдельной категории. При этом расход энергии и трудозатраты вычисляются для каждого из переделов.

Показный метод основан на индивидуальном подходе к оценке выпущенной продукции. Для того чтобы произвести расчеты, нужно, чтобы выпускаемая предприятием продукция была уже готова. Такой метод достаточно часто применяют в несерийном производстве, таком как ремонт одежды или строительные работы.

Пооперационный метод – это разновидность позаказного. Благодаря его применению можно предварительно оценить себестоимость каких-то нестандартных изделий, изготовленных не по общему, а по индивидуальному проекту. Расчеты затрагивают ряд стандартных стадий производства, через которые проходит каждое из выпускаемых изделий, тогда как стоимость остальных рассчитывается по факту.

Читайте также: Куда правильно и лучше инвестировать деньги

Наиболее простой формулой, позволяющей подсчитать себестоимость, является деление затрат определенный период времени на количество выпущенного товара или предоставленных услуг. Однако пользоваться ею можно только лишь для подсчета затрат на производство одного типа продукции. Вообще, в зависимости от сферы деятельности, методика расчетов может отличаться, поскольку у каждого и предприятий свои технологии и какие-то собственные статьи расходов, поэтому приведенный выше пример – это наиболее простой случай.

Связь между объемом выпущенной продукции и ее себестоимостью

Себестоимость выпускаемой предприятием продукции способна меняться, в зависимости от объемов производства. Чем больше вы выпускаете товара, тем более низкими будут затраты на его производство, и это можно понять, проведя достаточно простые математические подсчеты.

Например, вы решили купить пачку печенья стоимостью 80 рублей. Для того чтобы совершить покупку, сперва следует добраться до торговой точки. Предположим, вы отправляетесь туда на автомобиле, потратив на дорогу 30 минут. Приняв стоимость одного часа за 100 рублей, делаем первый подсчет: 80 + 100 (учитываем время на обратную дорогу) – итого, уже 180 рублей. Помимо этого, закладываем сюда и амортизацию транспортного средства: 180 + 20 = 200 рублей. Делим на количество приобретенной продукции, то есть на 1 пачку печенья, и получаем: 200 : 1 = 200.

Выходит, что себестоимость для вас составила здесь 200 рублей. Если же вы приобрели на 1, а 2 пачки, то эти же 200 рублей следует разделить на 2 – в таком случае себестоимость одной пачки будет для вас составлять уже 100 рублей.

Конечно же, данный пример весьма утрирован, и рассматривали мы не производство, а покупку, однако он позволяет хотя бы получить представление о том, как себестоимость зависит от объема выпущенной продукции. Кстати, этим пользуются крупные предприятия для того, чтобы выдавить с рынка мелких конкурентов, поскольку получают столь мощное конкурентное оружие, как более низкая цена.


Рубрика: Статьи по бизнесу


Добавить комментарий

Your email address will not be published / Required fields are marked *